Возненский
Андрей Андреевич

1933-2010


Андрей Вознесенский — советский и российский поэт, публицист, художник, архитектор. Родился 12 мая 1933 г. в Москве. Его отцом был Андрей Николаевич Вознесенский — крупный инженер-гидролог, доктор технических наук. Мать Антонина Сергеевна Пастушихина очень любила поэзию, и именно она привила Андрею любовь к творчеству И. Северянина, М.А. Кузмина, А.А. Ахматовой и В.К. Звягинцевой. В первые годы своей жизни Андрей жил с родителями и сестрой в московской коммуналке или у бабушки в Киржаче Владимирской области. Одним из самых ярких воспоминаний его детства стало начало войны и эвакуация в Курган. В 1943 г. семья вернулась в Москву. В Москве Андрей учился в мужской средней школе № 554, которую окончил с серебряной медалью, преуспев по всем предметам. Наибольшее влияние на него оказала учительница английского языка М.Г. Маркарянц, которая не только научила свободно владеть языком, но и привила любовь к английской поэзии. Много лет Вознесенский помнил наизусть стихи Эдгара По, Джона Китса и Перси Шелли, выученные в школе. Среди его одноклассников был знаменитый кинорежиссёр Андрей Тарковский, с которым он надолго сохранил приятельские отношения. В 1951 г. по настоянию родителей Вознесенский поступил в Московский архитектурный институт, где получил уникальный опыт организации пространства, который он позже применял и в литературном творчестве. По окончании института его направили в Ригу, но вскоре он вернулся в Москву и решил посвятить себя литературе. Серьёзное увлечение поэзией пришло к Вознесенскому в 14 лет. Его первые стихи были отправлены Борису Пастернаку, который не только прочитал послание, но и оценил талант, позвонив начинающему поэту. Это событие стало ключевым в его биографии, и с Пастернаком завязалась дружба, которая многое дала юному поэту. Позднее он говорил: «Он поставил мне голос». Литературный дебют Вознесенского состоялся в 1958 г., и его смелый новаторский слог сразу привлёк внимание. Поэма «Мастера», опубликованная в «Литературной газете» в январе 1959 г., и сборник «Парабола», изданный в 1960 г., создали Вознесенскому репутацию главного преобразователя поэтической речи, или «формалиста». Наряду с Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко, Беллой Ахмадулиной и Булатом Окуджавой он обрёл огромную популярность в интеллигентской среде. Его раскрепощённый стиль, высокая эрудиция и богатство метафор сделали Вознесенского любимцем поэтических вечеров в Политехническом музее. Экспрессивная манера поэта, схожая со стилем Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова, вызывала недовольство литературных начальников. Хрущёв лично громил его с трибуны: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!». Однако, несмотря на критику, Вознесенский не испытал серьёзных репрессий, хотя некоторые концерты были отменены в периоды «начальственного обострения». Он продолжал выезжать за рубеж, общался с известными личностями, такими как Артур Миллер, Мэрилин Монро, Луи Арагон, Жан-Поль Сартр, Аллен Гинзбург и Андре Бретон. В 1964 г. поэма «Антимиры» принесла поэту новый успех, и произведение было поставлено на сцене Театра на Таганке. В 1970-е гг., когда мода на поэтов пошла на убыль, Вознесенский продолжал создавать значимые произведения — «Тень звука», «Выпусти птицу» и «Витражных дел мастер». Он был выдвинут на Нобелевскую премию, и его книги регулярно издавались за границей. В 1979 г. он участвовал в издании альманаха «Метрополь», запрещённого цензурой. В начале 1980-х гг. поэт пришла вторая волна славы поэта: в 1981 г. по его либретто была поставлена рок-опера «Юнона и Авось», ставшая популярной и любимая зрителями по сей день, а в 1982 г. на его стихи была написана песня «Миллион алых роз», ставшая всесоюзным хитом. В 1990-е гг. Вознесенский стал почётным членом многих обществ и академий, часто появлялся на радио и телевидении. В 2000-е гг., несмотря на серьёзное заболевание, поэт продолжал творить. В последних произведениях – сборниках «Возвратитесь в цветы!», «СтиXXI» и «Тьмать» он искал идеальную словесную форму для нового века.

Адрес: Москва, Котельническая наб., д. 1/15, корп. Б