Памятный камень Авиаторам, испытателям и защитникам неба Москвы, погибшим на Ходынском поле
В сентябре 2008 г. в парке Авиаторов был установлен памятный камень с табличкой, на которой указана надпись: «Авиаторам, испытателям и защитникам неба Москвы, погибшим на Ходынском поле (1910-1970)». На этом поле во время различных испытаний погибло 108 летчиков, в том числе знаменитый Валерий Чкалов. Валерий Павлович Чкалов – лётчик-испытатель авиационного завода № 39 им. В.Р. Менжинского Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, командир экипажа АНТ-25, Герой Советского Союза. Родился 2 февраля 1904 г. в селе Василево Нижегородской области. Настоящее имя – Чкалов Валериан Павлович. В 1930-1933 гг. Валерий Павлович Чкалов был лётчиком-испытателем Научно-испытательного института ВВС. Провёл государственные испытания истребителя И-5, ВИТ-1, ВИТ-2, а также И-15 и И-16, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода. Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 г. первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Америку (Ванкувер, штат Вашингтон). Продолжал лётно-испытательную работу в ОКБ Н.Н. Поликарпова. Награждён 2-мя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и другими медалями. Жил в Москве. Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 г. при проведении 1-го испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. По свидетельству наблюдателей, находившихся на аэродроме, «не доходя до аэродрома один-полтора километра, на высоте около 100 метров самолёт сделал вираж влево и скрылся за постройками». При заходе на посадку двигатель М-88 неожиданно заглох. Лётчик, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами», в районе автобазы Мосжилгосстроя (Магистральная ул., д. 13). Но в последний момент самолёт зацепился за электрические провода, ударился правым крылом об электрический столб и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. Чкалова выбросило из кабины на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Пожара не было, но Чкалов ударился головой о металлическую арматуру, оказавшуюся в месте падения. По показаниям свидетелей катастрофы, рабочие автобазы сняли с лётчика парашют (ещё не знали, что это был Чкалов), положили его в кузов грузовой полуторатонной машины и тут же отправили в больницу. От полученной травмы Валерий Чкалов скончался в Боткинской больнице.
Адрес: Москва, Ленинградский просп, д. 59