Площадь
Строителей БАМ


Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – железная дорога, протяжённость которой составляет более 4000 километров и проникает вглубь Восточной Сибири и Дальнего Востока России. Это одна из главных железнодорожных магистралей в масштабах всей планеты. Она ориентирована приблизительно на 610—770 километров к северу от Транссибирской магистрали и параллельна ей. Магистраль пересекает 11 крупных рек и проходит через 7 горных хребтов. Идея строительства Тихоокеанской железной дороги (прообраза БАМ) обсуждалась ещё в конце XIX века, но только в 1926 г. началась топографическая разведка местности. В начале Великой Отечественной войны часть уже построенных участков БАМ была разобрана в январе 1942 г. по решению ГКО из-за нехватки металла в стране и перенаправлена на строительство оборонных сооружений (например, Волжской рокады). В 1958 г. был открыт участок Тайшет — Братск — Усть-Кут, после чего строительство приостановилось на почти 10 лет. Основной этап строительства магистрали пришёлся на 1974—1984 гг. После возобновления работ в 1974 г. на строительство БАМа была привлечена молодёжь (комсомол). Так, 27 апреля 1974 г. на строительство БАМа отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. Началось активное строительство магистрали сразу по многим направлениям. Западный и Центральный участки (от Тайшета до Тынды) строили гражданские строители, а Восточный участок (от Тынды до Ванино) — железнодорожные войска (два железнодорожных корпуса Вооружённых сил СССР). Около 130 000 человек было занято в пиковый период строительства только на прокладке путей, а общее количество строителей БАМ к моменту окончания работ в 1984 г. составило 1 миллион человек. Около 60 % строителей магистрали были моложе 30 лет. 63 новых населенных пункта было основано при строительстве БАМ, из которых 3 — это новые города: Северобайкальск, Тында и Февральск. Строительство центральной части дороги, которое велось в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, и один из самых сложных участков — Северомуйский тоннель — был введён в эксплуатацию только в 2003 г. В память о трудовом подвиге строителей БАМ названа площадь в центре Москвы.

Адрес: Москва, Площадь Строителей БАМ