Хачатурян
Арам Ильич

1903-1978


Арам Ильич Хачатурян – один из самых известных советских композиторов, автор трех симфоний и трех балетов, шести инструментальных концертов, многих отдельных сочинений для оркестра и различных камерных ансамблей, разнообразных пьес для скрипки, виолончели и фортепиано и музыки к театральным постановкам и кинофильмам. Арам Ильич Хачатурян родился (24 мая) 6 июня 1903 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия), в семье ремесленника. В 19 лет отправился в Москву в надежде стать музыкантом.
В 1922 г. поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных. Он учился в классе виолончели, а затем перешел в класс композиции. Творческое становление Хачатуряна-композитора проходило в Московской консерватории. Первые же его сочинения – «Трио для кларнета, скрипки и фортепиано» (1932) и «Первая симфония» (1934) – сразу обнаружили его выдающееся мелодическое дарование. Его тяготение к естественному и артистичному соединению восточных народных мелодий и ритмов с традиционными европейскими формами восхищало слушателей. Среди произведений А.И. Хачатуряна – ряд концертов для солирующих инструментов с оркестром (фортепианный концерт, 1936; скрипичный концерт, 1940; виолончельный концерт, 1963); «Вторая симфония» (1943); два тематически связанных балета – «Счастье» (1939) и «Гаянэ» (1942), балет «Спартак» (1954); музыка для спектаклей и кинофильмов. На основе балета «Гаянэ» были составлены три оркестровые сюиты, одна из которых включает всемирно известный «Танец с саблями»; еще одна популярная сюита состоит из фрагментов музыки к спектаклю Малого театра «Маскарад» по драме Лермонтова. А.И. Хачатурян выступал как дирижёр, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и в зарубежных странах. Его сочинения играли звезды исполнительского искусства – скрипачи Яша Хейфец, Джордже Энеску, Давид Ойстрах, пианисты – Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс, виолончелист Мстислав Ростропович. В доме, где проживал А.И. Хачатурян с 1962 по 1978 гг., установлена мемориальная доска.

Адрес: Москва, Брюсов пер., д. 8-10, стр. 2