Краузе
Геннадий Леонидович

1922-2002


Краузе Геннадий Леонидович – советский и российский работник транспорта, организатор грузовых автоперевозок, руководитель Первого автомобильного комбината Москвы с 1958 по 2002 г. Герой Социалистического Труда (1981), Заслуженный работник транспорта РСФСР (1984), Почётный гражданин Москвы (1997). Геннадий Краузе родился в 1922 г. в Псковской области в семье сельской учительницы. Отец ушёл из семьи, и Геннадий с матерью жили в Пскове. В 1939 г. он переехал к отцу под Смоленск, спасаясь от суда за драку в школе, которая повлекла порчу школьного имущества. Работал на конезаводе вместе с отцом, стал наездником, для чего, по утверждению Л. Колодного, набавил себе два года для достижения совершеннолетия. С началом Великой Отечественной войны Краузе был вынужден бросить школу, не окончив 10 класс. Под Смоленском шли бои, в которых пропал без вести его отец. Сам он оказался в окружении, но сумел выйти, перейдя линию фронта. Воевал, был ранен. После ранения был направлен в Московское пулемётное училище. Вернувшись на фронт, командовал пулемётной ротой, а затем служил в полковой разведке. Будучи адъютантом командира 216-го гвардейского стрелкового полка, награждён медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. Далее продолжал службу в автомобильной части, где оставался до конца войны, встретив её в Вене. Демобилизовался в звании старшего лейтенанта, командира автомобильной роты. После окончания войны приехал в Москву, куда была эвакуирована его мать. В 1946 г. по направлению Краснопресненского райкома ВЛКСМ поступил на работу на автобазу Треста по передвижке и разборке зданий (Автобаза №35), став её директором. Автобаза, располагавшаяся в Мнёвниках, стала местом работы Краузе на многие годы. В 1958 г. для обеспечения масштабных грузовых автоперевозок для нужд строительства мелкие автомобильные предприятия Москвы были объединены в Автокомбинат № 1 Главмосавтотранса. Приказом Главмосавтотранса от 5 мая 1958 г. его директором был назначен Г.Л. Краузе. Новое автопредприятие стало крупнейшим в СССР, насчитывая более 800 единиц подвижного состава и тысячи сотрудников. В первые годы под руководством Краузе была налажена работа центрального предприятия и филиалов, организованы ремонт автомобилей и хозяйственные связи с московскими предприятиями, включая Домостроительный комбинат №1. В 1965 г. Автокомбинат №1 вошёл в эксперимент по экономической самостоятельности предприятий, инициированный А.Н. Косыгиным. Эксперимент продлился год, в результате прибыль предприятия возросла на 80 %. Это укрепило позиции Краузе как успешного руководителя. Работа автокомбината способствовала развитию панельного домостроения в Москве. Для уменьшения порожнего пробега автомобилей была создана сеть филиалов автокомбината, расположенных рядом с домостроительными комбинатами и заводами стройматериалов. Такая децентрализация сочеталась с централизованным управлением перевозками и наличием ремонтной базы, которая выпускала специализированные прицепы, не производившиеся промышленностью. За время работы Краузе автокомбинат приобрёл спортивную базу в Подмосковье, шефствовал над винодельческим совхозом в Алуште и построил на его территории пансионат для сотрудников. Эти действия вызвали нарекания, едва не завершившиеся снятием Краузе с должности и исключением из партии. В 1993 г. Автокомбинат №1 был преобразован в ОАО «Первый автокомбинат», генеральным директором которого остался Краузе. Предприятие полностью сохранило свои активы, выдержав сложный период 90-х гг.

Адрес: Москва, Мнёвники ул., д. 1