Байдуков
Георгий Филиппович

1907-1994


Байдуков Георгий Филиппович – лётчик-испытатель авиазавода № 22 (город Москва), второй пилот экипажа АНТ-25, старший лейтенант. Родился 13 (26) мая 1907 г. на разъезде Тарышта Казаткульской волости Каинского уезда Томской губернии (ныне Татарского района Новосибирской области). С 1915 г. бродяжничал. В 1918 г. окончил начальную школу в городе Барабинске (ныне Новосибирской области). Был чернорабочим на Омской железной дороге. В 1924 г. окончил Омскую железнодорожную профтехшколу. В 1924-1926 гг. – чернорабочий на Томской и Забайкальской железных дорогах. В армии с марта 1926 г. В октябре 1926 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 г. – Качинскую военную школу лётчиков. Служил лётчиком в отдельном авиаотряде (в Московском военном округе). В 1930-1934 гг. – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС). Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С ноября 1934 г. учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. В марте 1935 г. откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому перелёту на самолёте АНТ-25. 20 августа 1935 г. в составе экипажа С.А. Леваневского участвовал в попытке перелёта, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания самолёта АНТ-25. С сентября 1935 г. – лётчик-испытатель авиазавода № 22 (город Москва); испытывал серийные бомбардировщики ТБ-3 20-22 июля 1936 г. на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир – В.П. Чкалов, штурман – А.В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9374 километра (полётное время 56 ч. 20 мин.). Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 24 июля 1936 г. за осуществление героического беспосадочного дальнего перелёта по маршруту Москва – Северный Ледовитый океан – Камчатка – Николаевск-на-Амуре в исключительно трудных условиях Арктики и неизученных районов дальнего Севера, за проявленное при этом выдающееся мужество и мастерство Байдукову Георгию Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. 18-20 июня 1937 г. на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) протяжённостью 8504 километра по прямой (полётное время – 63 ч. 16 мин.). Одновременно с выполнением перелётов продолжал лётно-испытательную работу на авиазаводе № 22. Испытывал серийные бомбардировщики СБ, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 г. на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта. Участник советско-финляндской войны: в январе-феврале 1940 г. совершил 8 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка. В марте 1940 – августе 1941 гг. – лётчик-испытатель авиазавода № 22; испытывал серийные бомбардировщики Пе-2. В августе-декабре 1941 г. находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов. Участник Великой Отечественной войны: с декабря 1941 г. – заместитель командира, а в феврале-марте 1942 г. – командир 31-й смешанной авиационной дивизии. В марте-мае 1942 г. – командующий ВВС 4-й ударной армии, в мае-июне 1942 г. – командир 211-й смешанной авиационной дивизии, в июне 1942 – декабре 1943 гг. – командир 212-й (с мая 1943 – 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. Воевал на Калининском (декабрь 1941 – март 1943 гг.), Воронежском (июль-октябрь 1943 гг.) и 1-м Украинском (октябрь-декабрь 1943 гг.) фронтах. Участвовал в Московской битве и боях на белыйском направлении, в Ржевско-Сычёвской, Великолукской, Белгородско-Харьковской операциях, битве за Днепр, Киевской и Житомирско-Бердичевской операциях. В январе 1944 – мае 1945 гг. – командир 4-го штурмового авиационного корпуса. Воевал на 1-м (июнь-август 1944 гг.) и 2-м (август 1944 – май 1945 гг.) Белорусских фронтах. Участвовал в Бобруйской, Осовецкой, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. За время войны совершил 10 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. После войны до июля 1945 г. продолжал командовать 4-м штурмовым авиакорпусом (на севере Германии). В декабре 1945 – июле 1946 гг. – заместитель командующего 13-й воздушной армией (в Ленинградском военном округе. Занимался активной литературной деятельностью, член Союза писателей СССР (России).

Адрес: Москва, Фрунзенская наб., д. 22, стр. 2