Ильюшин
Сергей Владимирович

1894-1977


Ильюшин Сергей Владимирович – советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2, трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), единственный лауреат семи Сталинских премий (1941, 1941, 1943, 1946, 1947, 1950, 1951), лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1971). Родился в деревне Дилялево Вологодской губернии (ныне в составе Вологодского района Вологодской области) в семье крестьянина. Трудился с детства. В 1905 г. окончил земскую начальную школу в селе Березники. В мае 1919 г. призван в Красную Армию, механик, старший авиамеханик, военный комиссар 6-го авиационного поезда-мастерских 6-й армии, начальник Кавказского авиационного поезда-мастерских в составе 9-й и Отдельной Кавказской армий. В 1921 г. направлен на учёбу в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского, который в 1922 г. был переформирован в Военно-воздушную академию РККА. Окончил академию в 1926 г. В 1933 г. – начальник конструкторской бригады в Центральном конструкторском бюро (ЦКБ). Там бригада Ильюшина к 1936 г. создала самолет ЦКБ-26, а затем усовершенствованную модификацию этой машины – бомбардировщик ДБ-3. ДБ-3 был принят на вооружение ВВС и запущен в серийное производство. В 1937 г. на нём установлены несколько рекордов высоты полёта с различными грузами, а в 1938 и 1939 гг. были совершены рекордные перелёты, в том числе протяженностью 8000 километров из Москвы в Северную Америку. Дальнейшим развитием этого перспективного самолёта стал бомбардировщик Ил-4 (дальность полета 3800 километров, потолок 9700 метров и максимальная скорость полета 430 км/ч). Самолёт мог поднимать до 2500 килограммов бомб и в годы Великой Отечественной войны применялся для нанесения ударов по оперативно-стратегическим объектам в тылу противника, использовался в качестве фронтового бомбардировщика для уничтожения живой силы и боевой техники противника, производился также и в торпедоносном варианте для авиации Военно-Морского Флота. Выпущено свыше 5000 единиц Ил-4. C августа 1936 г. – главный конструктор Конструкторского бюро при авиационном заводе имени Менжинского. Одновременно с 1936 по 1938 гг. – начальник Главного управления опытного самолётостроения в Народном комиссариате оборонной промышленности СССР. В 1939 г. КБ Ильюшина разработало штурмовик Ил-2, имевший великолепное сочетание аэродинамической компоновки, устойчивости и управляемости с достаточным запасом мощности двигателя и рациональной схемой бронирования всех жизненно важных частей самолета. Это был первый самолёт подобного типа в СССР. Его запустили в серию в 1940 г., но до начала Великой Отечественной войны выпускали малыми партиями. Кроме того, по требованиям некоторых недальновидных руководителей вместо двухместного варианта стали выпускать одноместный, что привело к большим потерям от огня вражеских истребителей. Война показала необходимость такого самолёта, уже осенью 1941 г. Производство Ил-2 стало приоритетным, а с 1942 г. он выпускался только в двухместном варианте. В период Великой Отечественной войны было построено более 41000 самолётов Ил-2 и его модификаций. Легендарный Ил-2 по праву стал одним из символов Победы над фашизмом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1941 г. за выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники и освоения её производства в трудных условиях военного времени Ильюшину Сергею Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В период Великой Отечественной войны конструкторское бюро С.В. Ильюшина разработало и построило тяжелый бомбардировщик Ил-6, с мощными двенадцатицилиндровыми дизельными двигателями АЧ-3ОБ и пятью пушками. Дальность полёта достигала 4000 километров при скорости 465 км/ч. В серийное производство самолёт не был запущен из-за сложности конструкции, однако дальнейший ход войны и практически полное отсутствие стратегической авиации у Красной Армии вызывают сомнение в обоснованности такого решения. Также с учётом боевого опыта был модернизирован Ил-2, получивший более мощный двигатель А.А. Микулина (1760 лошадиных сил), возросла масса боекомплекта, усилено вооружение, улучшена бронезащита. КБ Ильюшина непрерывно вело работы по созданию штурмовиков нового поколения путём установки на них более мощных двигателей и лучшего вооружения, изменению компоновки самолёта и получения более высоких скоростей и дальностей полёта. Модификациями Ил-2 явились самолеты Ил-8 и Ил-10. Уже после войны разработаны штурмовики Ил-16 и Ил-20. Для повышения точности ведения прицельного огня по наземным целям в самолёте Ил-20 был улучшен обзор и в связи с этим изменена компоновка кабины штурмовика. Проектируемая скорость составляла 515 км/ч, но с поршневыми двигателями достигнуть её было очень трудно. Поэтому по заданию командования ВВС КБ С.В. Ильюшина разработало самолёт поля боя с турбореактивными двигателями Ил-40. За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 г. Ильюшин Сергей Владимирович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

Адрес: Москва, Петровско-Разумовская аллея, д. 16