Мемориальная доска
в честь отправления на фронт Великой Отечественной войны бронепоезда «Московский метрополитен»


Бронепоезд «Московский Метрополитен» в 1943 г. был построен на деньги, собранные работниками метрополитена. Был это типовой для своего времени бронепоезд (типа «БП-43»): бронированный паровоз (типа «Ов») с командным пунктом на тендере, окруженный четырьмя бронеплощадками – двумя зенитными и двумя артиллеристскими с башнями от танков Т-34 и пулеметами для кругового обстрела. Были и платформы прикрытия с аварийным комплектом конструкций пути. Все это делало бронепоезд мощным и грозным орудием. Немцы хотели окружить большую группу наших армий, сосредоточенных на образовавшемся в районе Курска выступе, – они жаждали реванша за поражение под Сталинградом. К июлю заметного преимущества в силах тут не было ни у одной из сторон. Ставка решила перейти к обороне и, измотав противника, продолжить наступление. Вот на этом оборонительном этапе свою роль и сыграл бронепоезд отдельного 60-го дивизиона бронепоездов: бронепоезд № 737 и «Московский метрополитен», укомплектованный в основном работниками московского метро, ушедшими на фронт (их было 58 в составе экипажа). Бронепоезд должен был прикрывать участок железной дороги «Сажное» – «Гостищево» – «Беломестное». Фактически 20-километровый участок обороны. Победа на Курской дуге завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Много позже, в шестидесятые годы, в месте последнего боя, который вел «Московский метрополитен», электрифицировали железнодорожную линию «Белгород – Курск». Около переезда в южном створе станции «Сажное» надо было спилить вековой дуб, который мешал строительству. Сделать это так и не удалось: самая мощная техника оказалась бессильной. Ствол дерева был буквально нашпигован осколками вражеских снарядов, обрушенных когда-то на бронепоезд.

Адрес: Москва, Краснопрудная ул., д. 9А