Шмаринов
Дементий Алексеевич

1907-1999


Шмаринов Дементий Алексеевич – советский живописец, график, педагог. Один из наиболее значительных и известных иллюстраторов советской книги. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Народный художник СССР (1967). С 1953 г. действительный член Академии художеств СССР (затем – Российской Академии художеств). Член-корреспондент Академии художеств в Берлине (1970, ГДР). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943), Ленинской премии (1980) и премии Президента РФ в области культуры и искусства (1997). Дементий Алексеевич Шмаринов родился в Казани 29 апреля 1907 г. в семье агронома. Учился в Киевской студии Н.А. Прахова (1919-1922) и в Москве, в школе-студии К.П. Чемко (1923–1928), где его наставником был Д.Н. Кардовский. Жил и работал в Москве. Работал преимущественно в области книжной графики. С 1927 г. Шмаринов начинает работать в Государственном издательстве в качестве художника-иллюстратора детских книг. Член Общества художников книги (1931). Пробовал свои силы в области монументальной живописи (1938–1939). В составе бригады художников выполнил декоративные монументально-пропагандистские панно «Мастера стахановских урожаев» на ВСХВ, а также «Знатные люди Страны Советов» на Всемирной выставке в Нью-Йорке (не сохранились). Завоевал известность, прежде всего, как художник книги – начиная с иллюстраций к «Жизни Матвея Кожемякина» М. Горького, которые он создавал в контакте с автором. В условиях тотального разворота к традиционализму художник обратился к «домирискуснической» стилистике времен П.П. Соколова; создавал монохромные рисунки черной акварелью или углем, являющиеся наиболее выразительными и ценными среди его работ. Впрочем, среди его довольно консервативно-романтических традиционных по исполнению иллюстраций, встречаются замечательные циклы, впечатляющие своим безысходным – уникальным для официального искусства тех лет – трагизмом либо бравурно-драматическим пафосом. Таковы, соответственно, рисунки к «Преступлению и наказанию» (1935–1936) и «Петру Первому» А.Н. Толстого (1940–1945). К ним примыкают и обстоятельно-историчные иллюстрации к «Войне и миру» Л.Н. Толстого (1953–1955). Шмаринов работал как художник-станковист, наиболее известна его станковая живопись и графика на тему Великой Отечественной войны (серия рисунков «Не забудем, не простим!», 1942 г.; картина «На отвоеванной земле», 1944–1945 гг.). С первых дней войны начал работать над плакатом в  новой для себя области. Он в первом ряду тех художников, которые произвели перелом в развитии нашего плаката в сторону эмоциональности, углубленности образа, отказа от условного, якобы «специфически-плакатного», схематизма формы. Такие плакаты, как «Отомстим!» с изображением матери, держащей убитого ребенка на руках, или «Я жду тебя, воин-освободитель!» – с трогательным образом мальчика обладают высокой эмоциональной действенностью. Создал ряд ярких антифашистских плакатов, проникнутых пафосом борьбы за освобождение: «Все силы на защиту города Ленина!», «Фашисты не пройдут», «Раздавить фашистское чудовище», «Отомсти», «Воин красной армии! Отплати врагу за кровь и слезы советских людей!», «Вперёд на разгром врага!», «Воин, ответь Родине победой!». На протяжении творческой жизни с успехом оформлял самые известные произведения русской и зарубежной классической литературы: А. С. Пушкина («Повести Белкина», 1937; «Пиковая дама», 1976), М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени», 1941), У. Шекспира («Ромео и Джульетта», 1959–1960; «Двенадцатая ночь», 1964), Н.В. Гоголя («Тарас Бульба», 1969) и других авторов, причем в монохромных техниках (уголь и черная акварель) всегда добивался большей выразительности, нежели в тех редких случаях, когда применял цвет. Из поздних его произведений особую известность в период «оттепели-застоя» получили рисунки к роману Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1979). Награжден Золотой медалью на Международной выставке книги в Лейпциге (1959). Руководил творческой мастерской графики в Москве (1962–1966). В 1965 г. совершил путешествие в Италию, выполнив там множество натурных зарисовок. Занимая пост председателя правления Московского отделения Союза художников РСФСР (1959–1961, 1966–1968, 1972–1973), заслужил репутацию осторожного, но успешного руководителя. В 1989 г. вышла его книга «Годы жизни и работы».

Адрес: Москва, Беговая ул., д. 7