Юрьев
Борис Николаевич

1889-1957


Юрьев Борис Николаевич – русский и советский учёный-авиатор, действительный член Академии наук СССР (1943), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1944). Родился в дворянской семье, владевшей имением в Смоленской губернии. В 1898 г. семья Юрьевых переезжает в Коломну. После двух лет обучения в местной гимназии в 1900 г. Борис поступил кадетом во Второй Московский кадетский корпус, который окончил в 1907 г. С 1907 г. учился в Московском техническом училище, где стал активным членом воздухоплавательного кружка Жуковского. В 1911 г. Юрьев сделал заявку, патентуя геликоптер своей системы по ставшей позже  классической схеме одновинтового вертолёта с автоматом перекоса несущего винта и рулевым винтом. Модель вертолёта в натуральную величину демонстрировалась на Международной выставке воздухоплавания, принесла автору золотую медаль за разработку проекта. С началом Первой мировой войны Юрьева отправили служить в крепость Новогеоргиевск, затем – в эскадру тяжёлых самолётов «Илья Муромец». Летом 1915 г. при обороне крепости Новогеоргиевск он попал в плен. После возвращения в Россию в декабре 1918 г. Юрьев работал над проектом «Четырёхмоторный тяжёлый самолёт», который защитил как выпускной 5 мая 1919 г.  Жуковский оставил его в училище лаборантом, а осенью Юрьев начал преподавать в только что основанном Московском авиатехникуме, затем в техническом училище, а с 1920 г. –  в созданной Жуковским Военно-воздушной академии. В 1926 г. в ЦАГИ была организована группа для разработки геликоптера по схеме, предложенной Юрьевым. В результате были определены три наиболее перспективные схемы: одновинтовой аппарат с рулевым винтом и автоматом перекоса, двухвинтовой и восьмивинтовой. Эти исследования дали возможность построить геликоптер «ЦАГИ 1-ЭА». Постановлением Комитета обороны от 4 марта 1940 г. Б.Н. Юрьеву, И.П. Братухину и директору МАИ М.Ф. Семичастнову выдано техническое задание на постройку двухместного геликоптера с двумя двигателями МВ-6 с максимальной скоростью 150 км/ч, дальностью до 200 км и потолком 4500 метров. Предписывалось в чрезвычайно сжатые сроки построить две машины; первый прототип требовалось представить на испытания к 1 мая 1941-го, а второй – к 1 июля этого же года. С наступлением вермахта летом 1941 г. эвакуировался с Военно-воздушной академией в Свердловск. В эвакуации занимался разработкой и строительством аэродинамической лаборатории, научными разработками для нужд обороны. В 1942-1949 гг. генерал-лейтенант инженерно-технической службы Б.Н. Юрьев занимал должность заместителя начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. В 1944-1950 гг. – председатель Комиссии по истории техники АН СССР, с 1950 г. – заведующий лабораторией прикладной аэродинамики в Институте механики АН СССР. Вошёл в Первоначальный состав Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике (1956). За свою жизнь Б.Н. Юрьев подал свыше 40 заявок на изобретения, получил 11 патентов, 2 авторских и 2 охранных свидетельства. Среди его изобретений – ручка управления одновременно несколькими двигателями многовинтового вертолёта, привязной геликоптер с реактивным винтом, реактивный винт, новая схема самолёта-вертолёта и другие.

Адрес: Москва, Ленинградский просп., д. 37, корп. 1