Чаплыгин
Сергей Алексеевич

1869-1942


Чаплыгин Сергей Алексеевич – русский и советский учёный в области теоретической механики, математики, один из основоположников современной аэромеханики и аэро и гидроаэродинамики, академик Академии наук СССР (1929),  Герой Социалистического Труда (1941), заслуженный деятель науки РСФСР (1929), лауреат премии имени Н. Е. Жуковского (1925), награждён двумя орденами Ленина (1933,1941), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1928, 1932). Родился в городе Раненбурге, ныне город Чаплыгин Рязанской области. Отец будущего ученого служил продавцом в лавке. После его кончины в 1871 г. мать с тремя детьми второй раз вышла замуж и переехала в Воронеж. Окончив в 1886 г. Воронежскую гимназию с золотой медалью, Чаплыгин поступил в Императорский  Московский университет на физико-математический факультет. Во время учебы начинает свой первый научный труд по гидродинамике «О движении тяжелых тел в несжимаемой жидкости». Это исследование представлено в 1890 г. в качестве дипломной работы. После успешной защиты по рекомендации Н.Е. Жуковского оставлен в Московском университете для подготовки к профессорской деятельности. В 1894 г. становится приват-доцентом Московского университета. Первые труды ученого, созданные под влиянием Н.Е. Жуковского, относятся к области гидромеханики. В них описывается геометрическая интерпретация законов движения твёрдых тел в жидкости, открытых в ряде исследований русских и иностранных учёных. В 1898 г. защитил магистерскую диссертацию с научной работой «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости». В 1903 г. защитил докторскую диссертацию «О газовых струях», в которой был предложен метод исследований струйных движений газа при любых дозвуковых скоростях. Эта работа положила начало новой отрасли механики – газовой динамике, сыгравшей в дальнейшем огромную роль в развитии авиации. С 1893 г. преподавал физику в женских средних учебных заведениях, в Московском высшем техническом училище и Московском инженерном училище. С 1901 г. – профессор механики на Московских высших женских курсах, с 1903 г. – профессор Московского университета по кафедре прикладной математики. В 1905–1918  гг. – директор Московских высших женских курсов. С 1905 г. был директором Московских высших женских курсов (МВЖК), а затем ректором 2-го МГУ, в который эти курсы были преобразованы (в 1918—1919 гг.) В феврале 1911 г. Чаплыгин покинул Московский университет вместе с большой группой профессоров в знак протеста против действий министра просвещения Л.А. Кассо, который уволил много прогрессивных и ведущих на тот период профессоров и преподавателей. В годы Гражданской войны профессор Чаплыгин работал в Комиссии по артиллерийским опытам при Главном артиллерийском управлении РККА (Косартоп) и в Научно-экспериментальном институте путей сообщения. В 1917–1922  гг. вновь был профессором Московского университета, но оставил его для концентрации на научной работе. В 1918 г. в Москве организуется Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). С.А. Чаплыгин был одним из его ведущих научных сотрудников. В 1921 г., после кончины основателя и первого руководителя ЦАГИ Н.Е. Жуковского, Чаплыгин становится главным научным руководителем и председателем коллегии ЦАГИ (1921-1930).  В 1928–1931  гг. – директор (начальник) ЦАГИ. С 1930 г. работы ученого приобретают более прикладной характер. В 1931-1941 гг. он руководил созданием крупнейших аэрогидродинамических лабораторий ЦАГИ. В начале 30-х годов под руководством Чаплыгина и его ученика М.В. Келдыша проводились исследования по теории флаттера, использованные позже при конструировании скоростных самолётов. С 1940 г. академик Чаплыгин был председателем проблемной комиссии ЦАГИ по газовой динамике. Труды Чаплыгина стали основой для решения задач о дозвуковых течениях и позволили разрешить основные проблемы, связанные с работой крыла при больших дозвуковых скоростях, и другие проблемы современной аэродинамики. Он решил ряд сложных задач аэромеханики и авиации, которые во многом способствовали развитию теории устойчивости крыла самолёта в полёте. Им впервые были выведены формулы для неустановившегося движения крыла – на взлёте и посадке, что имело большое значение для практической аэродинамики. За выдающиеся научные достижения в 1926 г. С.А. Чаплыгин избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а 12 января 1929 г. – академиком АН СССР. С 1933 г. был председателем группы техники АН СССР, с 1937 г. – председатель комиссии по гидромеханике и аэродинамике АН СССР. С началом Великой Отечественной войны в октябре 1941 года С. А. Чаплыгин переехал в Новосибирск, куда была эвакуирована и часть лабораторий ЦАГИ, образовавших филиал ЦАГИ № 2, из которого впоследствии вырос Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИИА).

Адрес: Москва, Малый Харитоньевский пер.