Чаплыгин
Сергей Алексеевич

1869-1942


Чаплыгин Сергей Алексеевич – советский учёный в области теоретической механики и гидроаэродинамики, академик Академии наук СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Родился в городе Раненбурге, ныне город Чаплыгин Рязанской области. Отец будущего ученого служил продавцом в лавке. После его кончины в 1871 г. мать с тремя детьми переехала в Воронеж. Окончив в 1886 г. Воронежскую гимназию с золотой медалью, поступил на физико-математический факультет Московского университета. Во время учебы начинает свой первый научный труд по гидродинамике «О движении тяжелых тел в несжимаемой жидкости». Это исследование представлено в 1890 г. в качестве дипломной работы. После успешной защиты по рекомендации Н.Е. Жуковского оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В 1894 г. становится приват-доцентом Московского университета. Первые труды ученого, созданные под влиянием Н.Е. Жуковского, относятся к области гидромеханики. В них описывается геометрическая интерпретация законов движения твёрдых тел в жидкости, открытых в ряде исследований русских и иностранных учёных. В 1898 г. защитил магистерскую диссертацию с научной работой «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости». В 1903 г. защитил докторскую диссертацию «О газовых струях», в которой был предложен метод исследований струйных движений газа при любых дозвуковых скоростях. Эта работа положила начало новой отрасли механики – газовой динамике, сыгравшей в дальнейшем огромную роль в развитии авиации. С 1893 г. преподавал физику в женских средних учебных заведениях, в Московском высшем техническом училище и Московском инженерном училище. С 1901 г. – профессор механики на Московских высших женских курсах, с 1903 г. – профессор Московского университета по кафедре прикладной математики. В 1905-1918 гг. – директор Московских высших женских курсов. В феврале 1911 г. Чаплыгин покинул Московский университет вместе с большой группой профессоров в знак протеста против действий министра просвещения Кассо. В годы Гражданской войны профессор Чаплыгин работал в Комиссии по артиллерийским опытам при Главном артиллерийском управлении РККА (Косартоп) и в Научно-экспериментальном институте путей сообщения. В 1917-1922 гг. вновь был профессором Московского университета, но оставил его для концентрации на научной работе. В 1918 г. в Москве организуется Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). С.А. Чаплыгин был одним из его ведущих научных сотрудников. В 1921 г., после кончины основателя и первого руководителя ЦАГИ Н.Е. Жуковского, Чаплыгин становится главным научным руководителем и председателем коллегии ЦАГИ (1921-1930).  В 1928-1931 гг. – директор (начальник) ЦАГИ. С 1930 г. работы ученого приобретают более прикладной характер. В 1931-1941 гг. он руководил созданием крупнейших аэрогидродинамических лабораторий ЦАГИ. В начале 30-х годов под руководством Чаплыгина и его ученика М.В. Келдыша проводились исследования по теории флаттера, использованные позже при конструировании скоростных самолётов. С 1940 г. академик Чаплыгин был председателем проблемной комиссии ЦАГИ по газовой динамике. Труды Чаплыгина стали основой для решения задач о дозвуковых течениях и позволили разрешить основные проблемы, связанные с работой крыла при больших дозвуковых скоростях, и другие проблемы современной аэродинамики. Он решил ряд сложных задач аэромеханики и авиации, которые во многом способствовали развитию теории устойчивости крыла самолёта в полёте. Им впервые были выведены формулы для неустановившегося движения крыла – на взлёте и посадке, что имело большое значение для практической аэродинамики. За выдающиеся научные достижения в 1926 г. С.А. Чаплыгин избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а 12 января 1929 г. – академиком АН СССР. С 1933 г. был председателем группы техники АН СССР, с 1937 г. – председатель комиссии по гидромеханике и аэродинамике АН СССР.

Адрес: Москва, Малый Харитоньевский пер.