Водопьянов
Михаил Васильевич

1899-1980


Водопьянов Михаил Васильевич советский лётчик, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации, член Союза писателей СССР, член ЦИК СССР, Герой Советского Союза. Родился в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне – часть города Липецка) в семье крестьянина. В феврале 1918 г. добровольно вступил в Красную армию. Служил обозным в Дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». Участвовал в Гражданской войне, воевал против войск Александра Колчака и Петра Врангеля. С 1920 г. – помощник шофёра. С 1921 г. – шофёр. С 1925 г. – авиационный моторист, затем бортмеханик, работал под руководством известного лётчика и авиаинженера Харитона Славороссова. В 1929 г. окончил Московскую лётно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем и лётчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. С 1929 г. работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» общества «Добролёт» в Хабаровске. 10 января 1930 г. на самолёте Юнкерс Ф-13 (бортовой номер «СССР-127») проложил воздушный маршрут: Хабаровск – Оха – Александровск-на-Сахалине, названный «Трассой героев» и имеющий протяжённость 1130 км. Первый маршрут перелёта готовил вместе с пилотом Карлом Ренкасом. В 1931 г. Водопьянов попал в авиаотряд особого назначения. Ему поручили доставлять матрицы газеты «Правда» из Москвы в Ленинград и Харьков (в то время – столица Украины), чтобы типографии на местах оперативно печатали тираж. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва – Ленинград, Москва – Иркутск, на остров Сахалин. В 1932 г. на Каспийском море вёл воздушную разведку лежбищ тюленей. Зимой 1933 г. в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик Серёгин погиб, а М.В. Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов). В 1934 г. после долгой осады правительственной комиссии добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5 без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. В 1936-1937 гг. совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда. 21 мая 1937 г. на самолёте АНТ-6 (арктический вариант ТБ-3) во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север» впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса, применив впервые тормозной парашют. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён вторым орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало). Участник советско-финляндской войны 1939–1940 гг. в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного знамени. 2 февраля 1940 г. ему было присвоено воинское звание комбриг. Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 г. – командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 г. лично участвовал во втором налёте на Берлин (в одном экипаже с Э. Пусэпом). Его самолёт ТБ-7 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории Эстонии, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. Дивизия Водопьянова в этом налёте потеряла 7 из 14 стартовавших бомбардировщиков. По итогам налёта 17 августа был освобождён от должности командира дивизии как не имеющий «достаточных командных навыков и опыта в организаторской работе, необходимой в командовании соединениями». При этом Михаилу Водопьянову была объявлена благодарность за проявленное мужество, он остался в дивизии и продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик. В 1941-1943 гг. воевал в составе 432-го и 746-го авиационных полков дальнего действия. С сентября 1943 г. – в распоряжении командующего авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. С декабря 1944 г. – в распоряжении командующего 18-й воздушной армией. С февраля 1946 г. – в запасе в звании генерал-майора авиации. В 1948-1950 гг. участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2». В 1949 г. был представлен к награждению второй медалью «Золотая звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения). Жил в Москве. Член Союза писателей СССР, активно занимался литературной деятельностью.

Адрес: Москва, парк Ходынское поле, Аллея Героев-Лётчиков