Яковлев
Александр Сергеевич

1906-1989


Яковлев Александр Сергеевич – советский конструктор авиационной техники, главный конструктор ОКБ № 115 Наркомата авиационной промышленности СССР, город Москва, генеральный конструктор ОКБ № 115 Министерства авиационной промышленности СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Родился в городе Москве в семье служащего. В школе у Александра Сергеевича Яковлева проявился интерес к технике и, в частности, к авиации. В 1921 г. построил летающую модель планера и успешно испытал её в школьном зале. С 1924 г. Яковлев был сначала рабочим, затем мотористом летного отряда Академии Воздушного Флота (АВФ) имени Н.Е. Жуковского. В том же году построил свой первый летательный аппарат – планер АВФ-10. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения в академию его не брали ввиду «не пролетарского происхождения». В 1927 г. Яковлев построил свой первый самолет – АИР-1 (ВВА-1). В июле 1927 г. на этом самолете были установлены первые советские мировые рекорды – дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч. 30 мин.) полёта. За эти достижения А.С. Яковлев был зачислен слушателем в Военно-воздушную академию вне конкурса. Во время учебы в Академии не переставал заниматься постройкой самолётов. В 1927-1931 гг. под его руководством было создано 8 типов самолётов – от АИР-1 до АИР-8, один из которых (АИР-6) строился большой серией.  В 1931 г. по окончанию учебы в академии поступил инженером на авиазавод № 39 имени Менжинского, где в августе следующего года организовал группу лёгкой авиации – свое будущее конструкторское бюро. Группа энтузиастов, работавшая под руководством А.С. Яковлева, добилась признания и в январе 1934 г. была переведена из «Осовиахима» в государственную авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро, вскоре ставшее заводом № 115. Первый самолёт, созданный на новом месте, АИР-9 осенью 1934 г. был показан на Парижском авиационном салоне. Позднее на его базе был создан самолёт УT-2 первоначального обучения для лётных школ ВВС и аэроклубов, выпускавшийся в 1938-1948 гг. В 1935 г. А.С. Яковлев стал главным конструктором. В последующие годы в ОКБ было создано еще несколько легких спортивных самолетов: УТ-1, АИР-11 и АИР-12.  В 1939 г. ОКБ построило свою первую боевую машину – двухмоторный бомбардировщик ББ-22 (Як-2 и Як-4), скорость которого превышала скорости лучших истребителей того времени. Як-2 и Як-4 строились серийно. В января 1940 г. одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке. 13 января 1940 г. поднялся в воздух истребитель И-26 (Як-1). Самолет получил высокую оценку, а главный конструктор стал одним из первых Героев Социалистического Труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 г. за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Яковлеву Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».  В годы Великой Отечественной войны на основе Як-1 были созданы Як-7 (1941), Як-9, Як-3 (1943) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций – всего более 30 тысяч самолетов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей. Каждый «як» имел ряд модификаций, отличающихся лучшими характеристиками. Замена в конструкции древесины на металл, улучшение аэродинамики позволили увеличить скорость полета. У последней модификации Як-3 она была до 720 км/ч, он же был самым легким истребителем Второй мировой войны. Усиливалось вооружение – от 20 мм пушек на Як-1 до 37 мм и 45 мм на Як-9. Увеличивалась дальность полета – до 2200 км у Як-9ДД. С 1956 г. и до выхода на пенсию А.С. Яковлев –  генеральный конструктор ОКБ. В послевоенный период произошло перевооружение авиации реактивной техникой. Истребитель Як-15 стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение в СССР. За ним последовали Як-17УТИ, Як-23, Як-25 – первый советский всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолетов Як-28, включая первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Поступили на вооружение десантные аппараты — планер Як-14 и вертолет Як-24 – самый грузоподъемный в мире в 1952-1956 гг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 г. за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм Яковлев Александр Сергеевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот». Стал дважды Героем Социалистического Труда. 21 августа 1984 г. А.С. Яковлев вышел на пенсию в возрасте 78 лет. Всего под его руководством было создано свыше 200 типов самолетов, из них более 100 серийных, на которых в разное время было установлено 86 мировых рекордов. Написал несколько книг: «Рассказы авиаконструктора», «Цель жизни (записки авиаконструктора)», «50 лет советского самолетостроения», «Советские самолеты».

Адрес: Москва, Ленинградский просп., д. 69, стр. 1