Чаромский
Алексей Дмитриевич

1899-1982


Алексей Дмитриевич Чаромский – советский конструктор авиационных и танковых дизелей, генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944). Родился в бедной крестьянской семье в селе Чаромское Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Шекснинский район Вологодской области). Закончил трехклассную церковно-приходскую школу и в возрасте 12 лет уехал в Санкт-Петербург, где с помощью односельчанина А.А. Филатова, рабочего Путиловского завода устроился учеником в булочную. В 1913 г., прибавив к своему возрасту год, пошел на Путиловский завод, где обучился на токаря и проработал до начала 1918 г. Среднее образование получил в вечерней школе. Зимой 1918 г. добровольцем уходит в Красную Армию, принимает участие в Гражданской войне. В 1923 г. он поступает в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, оканчивает ее в числе первых выпускников в 1928 г. По рекомендации Государственной экзаменационной комиссии Чаромского направляют в Научный автомоторный институт (НАМИ), где вскоре назначают заведующим авиационным отделом. Алексей Дмитриевич Чаромский возглавил инициативную группу авиационных специалистов в составе 19 человек, которая 13 августа 1930 г. обратилась к Иосифу Виссарионовичу Сталину с предложением об организации в системе авиационной промышленности Института авиационных моторов. Постановлением Реввоенсовета 3 декабря 1930 г. был организован ИАМ (Институт авиационных моторов), переименованный в 1932 г. в ЦИАМ. В Институте Алексей Дмитриевич Чаромский был назначен начальником отдела нефтяных двигателей (ОНД). Вместе с группой конструкторов он начал разработку проектов авиационного дизеля и экспериментальных установок для научных исследований рабочего процесса. Пост руководителя ОНД Алексей Дмитриевич совмещал с должностью главного конструктора ЦИАМ. Под руководством Чаромского было выполнено более 15 проектов опытных четырехтактных и двухтактных дизелей различных схем. Итогом этих работ стало создание в 1936 г. авиационного дизеля АН-1. Двигатель успешно прошел государственные испытания и по многим параметрам, в том числе по энерговооруженности, опередил зарубежные аналоги. Основные конструкторские решения и опыт доводки двигателя АН-1 были использованы при создании танкового дизеля В-2, нашедшего самое широкое применение в танках и самоходных артиллерийских установках во время Великой Отечественный войны. Был осуждён и в 1938–1942 гг. находился в заключении, работая в моторной группе особого техбюро НКВД. В 1942-1960 гг. был главным конструктором на различных заводах.

Адрес: Москва, Ленинградский просп., д. 58