Гризодубова
Валентина Степановна

1909-1993


Гризодубова Валентина Степановна – командир экипажа самолёта АНТ-37 «Родина», первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза; заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётным испытаниям, единственная женщина, удостоенная двух высших степеней отличия – Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда. Родилась 14 (27) апреля 1909 г. в губернском городе Харькове (ныне – областной центр Украины) в семье авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. Украинка. В 1927 г. окончил 2 курса Харьковского технологического института. В 1929 г. окончила Пензенскую лётную школу Осоавиахима. В 1930-1934 гг. работала планеристом-инструктором и лётчиком-инструктором в Тульской и Московской лётных школах Осоавиахима. В 1934-1939 гг. – лётчик агитэскадрильи имени М. Горького на Центральном аэродроме в Москве. В 1937 г. на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта. 24-25 сентября 1938 г. в качестве командира экипажа на самолёте АНТ-37 «Родина» (второй пилот – П.Д. Осипенко, штурман – М.М. Раскова) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (посёлок Керби, Хабаровский край), установив мировой женский авиационный рекорд дальности полёта по прямой – 5.908,61 км (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 километров). За осуществление героического беспосадочного дальнего перелёта по маршруту Москва – Дальний Восток, установление женского международного рекорда дальности полёта по прямой и за проявленное при этом выдающееся мужество и выдержку Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 г. Гризодубовой Валентине Степановне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 г. ей вручена медаль «Золотая Звезда». С 1939 г. – начальник Управления международных воздушных линий СССР. В 1940-1941 гг. одновременно училась в Академии Гражданского воздушного флота (ГВФ). В армии с июня 1941 г. участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – апреле 1942 гг. – командир корабля Московской авиагруппы особого назначения ГВФ, в мае 1942 – мае 1944 гг. – командир 101-го транспортного авиационного полка (с июля 1942 г. – 101-го авиационного полка дальнего действия). За время войны совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночью) на самолёте Ли-2 для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и 2 ночных боевых вылета к партизанам Украины. С июля 1946 г. полковник В. С. Гризодубова – в запасе. С октября 1946 г. – заместитель начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963-1972 гг. – начальник Научно-исследовательского лётно-испытательного центра Министерства радиопромышленности СССР. С октября 1972 г. – заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётным испытаниям. За большие заслуги в развитии авиации и в связи с семидесятипятилетием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1986 г. Гризодубовой Валентине Степановне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Адрес: Москва, Ленинградский просп., д. 44